Стовба Валерий Станиславович

Стовба Валерий Станиславович
Стовба Валерий Станиславович служил в авиационных вертолётных частях Камчатского (г. Благовещенск Амурской области) пограничного округа старшим борттехником – воздушным стрелком вертолёта Ми-8. С ноября 1987 года на той же должности в Среднеазиатском (г. Мары Туркменской ССР) пограничном округе.

В 1987 году участвовал в проведении боевых операций по обнаружению и уничтожению бандформирований на территории Афганистана. Принимал участие в десяти боевых вылетах, был дважды ранен.

После распада Советского Союза, в августе 1993 года был переведён в 20-ю авиационную эскадрилью Северо-Западного пограничного округа. В 1993 году присвоено воинское звание "капитан". В сентябре 1996 года экипаж, в котором служил Валерий Стовба, был командирован в Таджикистан на прикрытие таджикско-афганской границы – в Душанбинский отдельный вертолетный авиационный полк Федеральной пограничной службы Российской Федерации в составе Группы российских пограничных войск в Таджикистане.

Боевые действия на границе не прекращались ни на день. Вертолетчики-пограничники оказывали огневую поддержку бойцам пограничных застав и маневренных групп, вели поиск групп боевиков и наркоторговцев, высаживали десанты в самых глухих горных ущельях.

27 сентября 1996 года был принят сигнал о помощи - одна из российских погранзастав Калай-Хумского пограничного отряда подверглась обстрелу и мощному минометному удару с тыла, с таджикской территории. Личный состав погранотряда вел бой, но уничтожить хорошо укрытую в горах батарею ему было не по силам. К тому же, пока бойцы отражали нападение на свою собственную заставу, граница была, по сути дела, открыта.

Оценив ситуацию, командир полка подполковник Липовой поднял в воздух звено в составе четырех Ми-8 и лично повел его к месту боя с экипажем вертолета (командир – подполковник Ю.И.Ставицкий, штурман – капитан И.М.Будай, бортовой техник – капитан В.С.Стовба). Когда вертолет командира первым вошел в ущелье в район кишлака Махи-Нав, в котором расположилась батарея, боевики открыли по нему огонь из пулеметов, в том числе крупнокалиберных ДШК, и автоматического оружия. Машина получила тяжелые повреждения, вышел из строя один двигатель, начался пожар на борту. Капитан В.С.Стовба, сидевший за курсовым пулемётом, заметил среди камней вспышку и открыл ответный огонь. Огневая точка противника была подавлена, но пулей врага был сражен и капитан. Выполняя свой долг, погиб и капитан Будай. Несмотря на потери, экипаж выявил расположение батареи. Залпами НУРов вертолетного звена она была уничтожена вместе с другими огневыми точками боевиков. Затем ценой огромных усилий тяжело поврежденный Ми-8 был приведен на свой аэродром. Число пробоин в фюзеляже исчислялось десятками.

Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1996 года (№1679) за проявленный героизм при выполнении воинского долга капитану Стовбе Владимиру Станиславовичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Этим же указом звание Героев были присвоены С.Н.Липовому, Ю.И.Ставицкому, И.М.Будаю (посмертно).

Похоронен в посёлке Рахья Всеволожского района Ленинградской области.

Награждён медалями «За боевые заслуги», «За отличие в военной службе» 1-й степени и другими.

В поселке Рахья Герою России установлен памятник. В авиационно-техническом училище города Кирова и в Центральном музее пограничных войск в Москве открыты памятные доски.

Возврат к списку

Уважаемые посетители, в связи с повальной спам-регистрацией на нашем сайте автоматическая регистрация пользователей временно прекращена. Для регистрации на сайте Вам необходимо на почту fond-edinstvo@mail.ru прислать свои данные: ФИО, года службы в Таджикистане, в/часть и должность, свой E-Mail, логин и пароль для регистрации, город проживания (дата рождения по желанию). В теме письма укажите "Регистрация на сайте". После получения Вашего письма Вы будете зарегистрированы, о чём Вам будет сообщено в письме на указанный Вами E-Mail.
×